|
«Адмирал»
Бывают в нашей истории периоды, когда человек, живущий в это время, являет на свет божий всю свою сущность. Мужество и трусость, доброта и злоба, самопожертвование и эгоизм, честь и предательство – всё раскрывается в такие моменты. Японская мудрость гласит – не дай бог вам жить во времена революций. Но именно тогда можно наблюдать бок обок и вероломное предательство и великое мужество, именно в эти времена раскрываются настоящие героические личности, слава которых не померкнет в веках.
Одним из таких периодов в истории нашей родины было время в начале ХХ века, а одним из великих героев был адмирал Колчак. Судьбу этого выдающегося русского офицера и раскрывает киноэпос – «Адмирал».
Личность великого адмирала Александра Васильевича Колчака в советское время была незаслуженно подвергнута поруганию и жёсткой критике. Такое отношение к истории и явилось одной из причин краха советского государства. Но, слава богу, человеческие идеалы атеистического советского общества, в основе своей совпадали с идеалами православного русского народа. Поэтому, сейчас, когда мы получили доступ ко всем возможным источникам информации, можно реально оценить, кто же на самом деле достоин чести называться «Великим».
Художественный фильм «Адмирал» является первой серьёзной попыткой общественной реабилитации Колчака. Уже только за это картина достойна высокой оценки.
Авторы «Адмирала» начинают своё повествование во время Первой Мировой Войны, пропустив тем самым очень интересный этап жизни Колчака, этап становления его личности и всех тех качеств которые он проявлял до самой смерти. Уже в ранге контр-адмирала Александр Васильевич ведёт борьбу с немецким флотом на Балтике. Колчак был мастером постановки минных заграждений. Эсминцы и крейсера под его командованием провели ряд успешных операций в 1914-1915 годах, в результате чего на минах подорвались немецкие крейсера «Фридрих Карл», «Бремен» и «Газелле», а также несколько меньших военных кораблей и 23 транспорта. В начале фильма как раз показан эпизод с уничтожением германского крейсера «Фридрих Карл».
Но главным в фильме, всё же, является история любви адмирала и Анны Тимирёвой. Анна и Александр познакомились в 1915 году в Гельсингфорсе, куда перевели из Петрограда мужа Анны, капитана I ранга Сергея Тимирёва. Анне было 22, Колчаку – 41. Первая встреча – в доме контр-адмирала Николая Подгурского, общего знакомого Колчака и Тимирёва, – оказалась фатальной. «Нас несло, как на гребне волны», – писала Тимирёва впоследствии. Она первой призналась Колчаку в любви: «Я сказала, что люблю его». И он, уже давно и, как ему казалось, безнадёжно влюблённый, ответил: «Я не говорил вам, что люблю вас. Я вас больше чем люблю».
До самого конца они обращались друг к другу на «вы» и по имени-отчеству. В сохранившихся письмах – их всего 53 – только раз у неё вырывается – «Сашенька»: «Шибко худо есть, Сашенька, милый мой, Господи, когда Вы только вернётесь, мне холодно, тоскливо и так одиноко без Вас». Безгранично любя адмирала, Тимирёва сама пошла под арест в январе 1920 года. «Я была арестована в поезде адмирала Колчака и вместе с ним. Мне было тогда 26 лет, я любила его, и была с ним близка, и не могла оставить его в последние годы его жизни. Вот, в сущности, и всё», – писала Анна Васильевна в своих заявлениях о реабилитации.
История любви адмирала Колчака и Анны была неоднозначной, но очень трогательной и чистой. На мой взгляд, этой истории слишком много времени отведено в картине, но не моё право осуждать за это режиссёра. Таков был его замысел, показать больше не исторические события, а трогательную и красивую любовь великого адмирала к прекрасной женщине.
В июле 1916 года Анне пришлось расстаться с Александром, что положило начало ставшей в последствии знаменитой, переписке. Колчака произвели в вице-адмиралы и назначили командующим Черноморским флотом. Он оказался самым молодым из командующих флотами. Его корабли, разделённые на несколько отрядов, нанесли ряд ударов по побережью Турции и выставили мины у входа в Босфор. В Севастополе уже готовился десант для захвата Константинополя и босфорских проливов, однако осуществить эту операцию помешала Февральская революция 1917 года.
В июне 1917 Севастопольский совет попытался арестовать офицеров, заподозренных в контрреволюции, и отобрать у Колчака георгиевское оружие – золотую саблю. Адмирал предпочёл выбросить клинок за борт. В «Адмирале» показан данный эпизод, но без каких либо пояснений. Во время русско-японской войны в 1904 году будущему адмиралу пришлось командовать батареей при обороне Порт-Артура. Там он получил ранение и оказался в плену, в котором провёл четыре месяца. По возвращении был награждён георгиевским оружием — золотой саблей «За храбрость». Именно эта сабля и была брошена в воды Чёрного моря. Через три недели водолазы подняли саблю со дна и вручили Колчаку, выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота».
В августе адмирала вызвали в Петроград, где он подал в отставку, после чего уехал в США в составе морской миссии. После начала Гражданской войны Колчак решил примкнуть к Добровольческой армии, а 13 октября 1918 прибыл в Омск, где вскоре тайным голосованием членов Совмина был избран на пост Верховного Правителя Российского. Ещё до этого, в августе 1918 года постановлением Владивостокской консистории Анна Тимирёва была официально разведена с мужем и после этого считала себя женой Колчака. Вместе они пробыли с лета 1918 года по январь 1920-го. В данном случае авторы фильма решили немного изменить исторической действительности и показали несколько другое развитие событий, видимо для большего акцента на силе любви Анны к её адмиралу.
К сожалению, первые победы армии Колчака сменились поражениями, а последующие восстания в тылу полностью сломили дух белогвардейцев. 4 января 1920 года в Нижнеудинске адмирал А. В. Колчак подписал свой последний Указ, в котором передал полномочия «Верховной Всероссийской Власти» А. И. Деникину. Впредь до получения указаний от А. И. Деникина «вся полнота военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины» предоставлялась генерал-лейтенанту Г. М. Семёнову.
15 января, после предательства командующего союзническими войсками генерала М. Жанена, Александр Васильевич Колчак был арестован в Иркутске представителями эсеро-меньшевистского Политического центра. 7 февраля 1920 года, выполняя переданный по телеграфу из Москвы секретный приказ председателя Совнаркома В. И. Ульянова-Ленина, руководимый большевиками и левыми эсерами Иркутский военно-революционный комитет приговорил Колчака к расстрелу.
Согласно наиболее распространённой версии произошедшего, адмирал расстрелян по приговору Иркутского Ревкома, санкционированному большевистским центром вместе с бывшим председателем Совета министров Российского правительства В. Н. Пепеляевым на льду реки Ушаковки близ Знаменского женского монастыря, а их тела бросили в прорубь. По одной из версий Колчак лично руководил собственным расстрелом, но режиссёр «Адмирала» всё же решил придерживаться общепринятой версии.
Великолепные актёры Константин Хабенский и Елизавета Боярская, на мой взгляд, смогли отлично передать образ своих героев, и заслужили высокой оценки. Единственным минусом «Адмирала» является не полное описание жизни Александра Васильевича Колчака. За кадром остались его научные труды и участие в экспедиции Эдуарда Васильевича Толля на шхуне «Заря», целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана; а также исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи – открытие «большого материка» («Арктиды», Земли Санникова), в существование которого Толль свято верил. В этой экспедиции Колчак провёл два года и две тяжёлые зимовки. Во время зимовки Толль вместе с Колчаком совершили 40-дневный санно-лыжный поход к мысу Челюскин. Один из описанных и положенных на карту Колчаком островов в Таймырском заливе Толль назвал островом Колчака (в 1924 г. остров был переименован в остров Расторгуева). Весной 1902 года, когда Толль отправился дальше на север, Колчак был командирован в Петербург с тем, чтобы доставить в столицу уже собранные исследователями материалы. На следующий год Колчаку пришлось возглавить новую экспедицию, снаряжённую для поисков пропавшего во льдах Толля и его спутников. Колчаку удалось обнаружить место последней стоянки Толля, его дневники и другие материалы пропавшей экспедиции.
Присутствие таких фильмов на наших экранах безусловно радует, и хочется чтобы их было больше. Но так же хочется чтобы появляющиеся кинематографические работы были лучше чем предыдущие. К сожалению, не могу сказать что фильм «Адмирал» взял новую непокорённую, российским кинематографом высоту. Ставлю картине 4+ и надеюсь на дальнейший прогресс исторического кино в России. Иначе я уду вынужден скачать Воображариум Доктора Парнаса dvdrip.
Жанр: Историческая драма.
Режиссер: Андрей Кравчук
Сценарий: Александр Цацуев, Зоя Кудря
Бюджет: $16 млн.
В ролях: Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Сергей Безруков,
Егор Бероев, Александр Лазарев мл., Николай Бурляев,
Роберт Доусон, Олег Фомин, Анна Ковальчук, Кирилл Плетнев,
Александр Ефимов и др.
|
С вопросами и предложениями обращаться на
мыло. |
|